ISSN 2413-0346 (Print)
ISSN 2413-0354 (Online)

Аннотация

Указаны основные факторы, определяющие необходимость совершенствования системы непрерывного медицинского
образования с использованием современных методик образования. Важное условие развития данной системы – преемственность с использованием накопленного ранее опыта повышения квалификации врачей и учет специфики преподавания фтизиатрии – концептуальное, организационное и методическое единство в специальности, а также многообразие типов лечебных противотуберкулезных учреждений и множественность локализации туберкулезного процесса.
Даны определения и характеристики основных путей непрерывного образования – самообразование, обучение в учреждениях последипломного образования, а также на рабочем месте, в мастер-классах и школах, проводимых ведущими специалистами по профессии. Подробно изложены исторические этапы становления системы подготовки и непрерывного образования фтизиатров
с начала прошлого века – первичная специализация, стажировка, интернатура, ординатура, подготовка на рабочем месте
в клиниках вузов и ведущих противотуберкулезных учреждений и т. п. Изложены новые элементы системы обучения, предусматривающие не инициативное, а обязательное участие врача в конференциях, конгрессах, мастер-классах, школах, работу на электронных порталах с базами знаний по специальности, участие в дистанционном обучении, выступления с докладами перед коллегами по месту работы и публикацию с обобщением своего практического опыта. Внесены предложения по использованию кредитных единиц и портфолио врача в системе непрерывного медицинского образования, при этом более увязав их как с исследовательской и образовательной деятельностью врача, так и с его практической работой и ее результатами.
Приведены основные направления совершенствования учебнометодической базы (комплекса) фтизиатрии на основе квалификационных требований и современных методик обучения.
Ключевые слова: непрерывное медицинское образование, последипломное обучение врачей, кредитные образовательные
единицы, информационные технологии, учебно-методический
комплекс.



Об авторах



Сельцовский Петр Петрович – заведующий кафедрой фтизиатрии ГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования» Минздрава России, заместитель директора по научной и организационно-методической работе ГКУЗ
города Москвы «Московский городской научно-практический центр борьбы с туберкулезом Департамента здравоохранения
города Москвы», доктор медицинских наук, профессор
Адрес: 107014, г. Москва, ул. Стромынка, д. 10
Тел.: + 7 (499) 748-03-26, + 7 (499) 268-67-94
е-mail: ftizrmapo@yandex.ru

Свистунова Анна Семеновна – профессор кафедры фтизиатрии ГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования» Минздрава России, главный научный сотрудник ГКУЗ города Москвы «Московский городской научно-практический центр борьбы с туберкулезом Департамента здравоохранения города Москвы», доктор медицинских наук, профессор
Адрес: 107014, г. Москва, ул. Стромынка, д. 10
Тел./факс + 7 (499) 748-03-26
e-mail: swistunova.nyura@yandex.ru

Скрябин Сергей Анатольевич – доцент кафедры фтизиатрии ГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования» Минздрава России, кандидат медицинских наук, доцент
Адрес: 107014, г. Москва, ул. Стромынка, д. 10
Тел. + 7 (499) 748-03-26
е-mail: ftizrmapo@yandex.ru

Борисова Марина Ильинична – доцент кафедры фтизиатрии ГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования Минздрава России», фтизиатр-консультант родильного дома клиники № 2 ГКУЗ города Москвы «Московский
городской научно-практический центр борьбы с туберкулезом Департамента здравоохранения города Москвы», кандидат
медицинских наук, доцент
Адрес: 107014, г. Москва, ул. Стромынка, д. 10
Тел. + 7 (499) 748-03-26
е-mail: ftizrmapo@yandex.ru

Список литературы

1. Балкизов З.З. Обзор технологий eLearning для медицинского образования // Мед. образование и проф. развитие. – 2011. –№ 1. – С. 25-342. Блашенцова С.А., Измалков С.Н. Стратегия и тактика внедрения системы непрерывного профессионального развития в Самарской области // Мед. образование и проф. развитие. – 2010. – № 2. – С. 18-22.
3. Выжигина М.А., Сизова Ж.М., Ших Е.В. Система кредитных единиц в послевузовском профессиональном образовании врачей //Мед. образование и проф. развитие. – 2010. – № 1. – С. 25-32.
4. Галиновская З. А. Подготовка врачей по туберкулезу // Туберкулез и борьба с ним. Справочное руководство. – М.: НаркомздравРСФСР, 1926. – С. 357-360.
5. Гиббс Т., Химион Л.В. Определение и значение непрерывного образования // Мед. образование и проф. развитие. – 2012. –№ 3. – С. 11-15.
6. Дэйвис Н., Дэйвис Д., Блох Р. Руководство АМЕЕ № 35: Непрерывное медицинское образование // Мед. образование и проф.развитие. – 2012. – № 3. – С. 16-43.
7. О методике расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования
в зачетных единицах / Письмо Минобразования России № 14-52-988 от 28.11.2002 года.
[Электронный ресурс] URL: http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/jm-pravo/j4n.htm. (Дата обращения 20.06.2015).
8. Рабухин А.Е. Специализация врачей по туберкулезу и усовершенствование фтизиатров // Теория и практика советской
фтизиатрии. – М.: Медицина, 1969. – С. 280-291.
9. Улумбекова Г.Э., Балкизов З.З. Международные требования к электронным материалам для дистанционного
персонифицированного обучения //Мед. образование и проф. развитие. – 2012. – № 4. – С. 18-26